Го́рские евре́и (самоназвание — жугьур [джуhур], мн. ч. жугьургь,
более традиционно также гьивр) — субэтническая группа евреев Восточного
Кавказа. До середины XIX века жили преимущественно на юге Дагестана и
севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на
севере Дагестана, затем в другие регио Общие сведения
Говорят на диалектах татского языка
иранской ветви индоевропейской семьи (в совокупности называемых также
еврейско-иранским языком распространены также иврит, русский,
азербайджанский, английский и другие языки, в диаспоре практически
вытеснившие родной язык.
Общая численность около 110 тыс.
чел.(2006, оценка), из них: в Израиле — 50 тыс. чел.; в
Азербайджане — 37 тыс. чел. (по другим оценкам — 12 тыс.), из них около
30 тыс. в самом Баку и 4000 в Красной Слободе; в России — 20 тыс.
чел. (2006, оценка), в том числе в Москве — 10 тыс. чел., в районе
Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск) — 7 тыс. чел., в Дагестане — ок. 2
тыс. чел Горские евреи живут также в США, Германии и других странах.
Делятся
на 7 локальных групп: нальчикские (нальчигё) — Нальчик и близлежащие
города Кабардино-Балкарии. кубанские (губони) — Краснодарский край и
часть Карачаево-Черкессии, большая часть кубанских евреев была убита,
сначала во время раскулачивания, позже во время холокоста. кайтагские
(кайтоги) — Кайтагский район Дагестана, особенно в Тубенауле и
Маджалисе; дербентские (дарбанди) — Дербентский район Дагестана,
включая село Нюгди. кубинские (губои) — север Азербайджана, в
основном в посёлке Красная Слобода (Кырмызы Кесебе); ширванские
(ширвони) — северо-восток Азербайджана, в прошлом село Мюджи
Шемахинского района, а также в Баку; варташенские — города Огуз
(ранее Варташен), Гянджа, Исмаиллы, Шемаха (около 2000 чел.). грозненские
— города Грозный , (около 1000 чел.). История
По лингвистическим и историческим данным,
евреи начинают проникать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье
не позже середины VI века н. э., где они селились (в его восточных и
северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и
переходили на этот язык, вероятно, в связи с подавлением восстания Мар
Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его
участников в новых укреплениях в районе Дербента. Еврейские поселения
Кавказа были одним из источников иудаизма в Хазарском каганате. В состав
горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана,
арамееязычные курдистанские евреи.
Наиболее ранние материальные
памятники горских евреев (надгробные стелы в районе города Маджалис в
Дагестане) относятся к XVI веку. Существовала сплошная полоса поселений
горских евреев между Кайтагом и районом Шемахи. В 1742 году горские
евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха, в 1797—1799 — от
Казикумухского хана. Вхождение Кавказа в состав России спасло их от
погромов в результате феодальных междоусобиц и насильственного обращения
в ислам. В середине XIX века горские евреи поселяются за пределами
первоначальной этнической территории — при русских крепостях и
админстративных центрах на Северном Кавказе: Буйнакске (Темир-Хан-Шуре),
Махачкале (Петровск-Порт), Андрей-ауле, Хасавюрте, Грозном, Моздоке,
Нальчике, Джегонасе и др.
В 1820-е годы отмечены первые контакты
горских евреев с российскими евреями-ашкеназами, упрочившиеся в конце
XIX века в процессе развития Бакинского нефтедобывающего района. В конце
XIX века началась эмиграция горских евреев в Израиль. Впервые учтены
как отдельная общность в переписи 1926 года (25,9 тыс. чел.). В
1920—30-е годы развивались профессиональная литература, театральное и
хореографическое искусство, пресса. В середине 20-х годов XX века в
Дагестане горские евреи проживали в селах — Ашага-араг, Мамраш (теперь
Советское), Хаджал-кала, Хошмензиль (теперь Рубас), Аглоби, Нюгди,
Джараг и Маджалис (в еврейской слободе). В этоже время была предпринята
попытка переселения части горского еврейского населения в Кизлярский
район. Там были образованы два переселенчиских поселка имени Ларина и
имени Калинина, но большая часть жителей этих поселков вымерла.[источник
не указан 310 дней] Татский язык в 1938 году провозглашён одним из 10
официальных языков Дагестана. С 1930 года создаются горско-еврейские
колхозы в Крыму и Курском районе Ставропольского края. Все их жители
погибли во время Холокоста в конце 1942 года. В послевоенное время
преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке
прекращается, в 1956 году в Дагестане возобновляется издание ежегодника
«Ватан советиму». Тогда же начинается поддержанная государством политика
«татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным
образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями,
регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее
большинство этой общности в РСФСР. Еврейское
кладбище в Нальчике, 1993
В
1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль,
Москву и Пятигорск. Сохраняются незначительные общины в Дагестане,
Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в посёлке Красная Слобода (в черте
города Куба) (единственное в диаспоре место компактного проживания
горских евреев) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев.
Небольшие поселения горских евреев появились в США, Германии, Австрии. В
Нью-Йорке (Бруклин) издаётся газета на русском и еврейско-татском
языках.
В Москве община насчитывает несколько тысяч человек.
Традиционная культура
До
середины XIX века основным занятием были садоводство, табаководство,
виноградарство и виноделие (особенно в Кубе и Дербенте), выращивание
марены для получения красной краски, рыболовство, кожевенное ремесло,
торговля (главным образом тканями и коврами), работа по найму. По
материальной культуре и социальной организации близки к другим народам
Кавказа.
До начала 1930-х годов поселения состояли из 3-5 больших
3-4-поколенных патриархальных семьей (свыше 70 чел.), каждая занимала
отдельный двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом.
Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы.
Бытовало многожёнство, помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын),
обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае
неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи кровников считались
родственниками].
В городах жили в отдельных кварталах (Дербент)
или предместьях (Еврейская, ныне Красная слобода г. Кубы). Существовали 2
ступени раввинской иерархии: рабби — кантор и проповедник в синагоге
(намаз), учитель в начальной школе (талмид-хуна), резник; даян —
выборный главный раввин города, председательствовавший в религиозном
суде и руководивший высшим религиозным училищем-иешивой. В сер. XIX века
российские власти признавали даяна Темир-Хан-Шуры главным раввином
горских евреев северного Кавказа, а даяна Дербента — южного Дагестана и
Азербайджана.
Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным
циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Пасха — Нисону, Пурим
— Гомуну, Суккот — Араво и др.), пищевые запреты (кашер).
Фольклор
— сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники
(овосуначи), песни (ма’ани), исполняемые автором (ма’ниху) и
передававшиеся с указанием имени автора. Музыка
Музыкальная культура горских евреев -
сложная многосоставная часть духовного наследия народа, в которой
своеобразно запечатлен его этногенез, его историческое развитие и
современное состояние, включая комплексное проживание отдельных групп
этноса в России, Азербайджане, Израиле и США. Самая популярная певица
которая поет на языке Горских Евреев - Аян Бабакишиева. Аян,
единственная певица которая поет профессиональные , композиторские песни
na Джуури. Ее песня "Nigaranam (Dul e pese)" стала хитом.
Известные
представители Абрамов, Евда Сасунович — депутат парламента
Азербайджана Абрамов, Шетиель Семёнович (1918—2004) — Герой
Советского Союза[3] Адам (Адамович), Иекутиэль (1927—1982) —
израильский генерал, заместитель начальника Генерального Штаба Армия
обороны Израиля Агарунов, Альберт Агарунович — Национальный герой
Азербайджана Амалдан Кукуллу (Амал Данилович Кукулиев) — писатель[4] Амирамов
Ефрем Григорьевич (род. 11 апреля 1956 года, Нальчик,
Кабардино-Балкарская АССР, РСФСР, СССР) — поэт, композитор, исполнитель
песен и телевизионный продюсер Бабаев Леонид Измаилович —
коннозаводчик Аян Бабакишиева — азербайджанская эстрадная певица Гаврилов
Борис Гаврилович (1908—1990) — поэт, писатель, драматург, автор первых
азбуки и букваря на горско-еврейском языке (1940, дербентский диалект) Гаврилов
Михаил Борисович (род. 29 декабря 1926 года) — поэт, писатель, первый
главый редактор горской еврейской газеты «Ватан» (Дагестан), первый
главый редактор «Кавказской газеты» (Израиль), заслуженный работник
культуры Дагестана Гадилов Рахмани Бен Гадиил (1902—1995) — главный
раввин города Дербента (1963—1993) Гилилов, Илья Менделевич —
литературовед, автор книги «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого
феникса» Дадашев, Михаил Борисович — писатель, автор русско-татского
(горско-еврейского) словаря Дивилов, Семён (Залман) Ихиилович
(1914—1988) — учёный-экономист, член коллегии ГОСПЛАНа Азербайджана Елизаров,
Матвей Сафаилович — азербайджанский бизнесмен и меценат, вице-президент
Всемирного Конгресса Горских Евреев Мушаилов Мушаил Ханухович —
художник-живописец, член Союза художников СССР и Израиля Мирза Хазар —
радиожурналист, публицист, переводчик Библии на азербайджанский язык Жасмин
(Сара Львовна Манахимова) — певица Илиев, Зарах — московский
предприниматель, владелец рынков Илизаров, Гавриил Абрамович —
известный хирург-травматолог Иллазаров, Исай Иллазарович (1920—1944) —
Герой Советского Союза[5] Исмаилов, Тельман Марданович — российский и
турецкий предприниматель Год Нисанов — крупный московский бизнесмен,
владелец торговых центров[6] Нисанов, Хайям — азербайджанский
эстрадный певец Семендуева, Зоя Юноевна — еврейская советская
поэтесса Сарит Хадад (Сара Ходедтов) — израильская певица Худатов,
Манашир Иосифович (1945—2004) — художник, оформитель, автор портретов
Расула Гамзатова Юсуфов, Игорь Ханукович — министр энергетики России
(2001-2004) Яркони, Яффа (девичья фамилия: Абрамов) — израильская
певица
|