|
|
Каталог статей |
|
Кавказский Ерушалаим. Часть 1
Красная Слобода (азерб. Qırmızı qəsəbə) — посёлок в Кубинском районе
Азербайджана, населённый преимущественно горскими евреями. Посёлок
Красная Слобода является единственным местом компактного проживания
евреев на всем постсоветском пространстве. В посёлке имеются три
синагоги и миква. Красная Слобода расположена на левом берегу реки
Кудиалчай, в 29 км от железнодорожной станции Хачмас.
По
всесоюзной переписи населения 1989 года в Красной Слободе проживало 4
524 человека
Кавказский
Ерушалаим. Часть 1
Еврейская школа. Куба. Начало XX в. «И
просите мира для того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за
него Г-споду, ибо при благосостоянии Его и вам будет мир» (Ирмияу,
29:7)
По дороге из Баку в Кубу думалось: если название
города Баку происходит от «бад кубе» («обдуваемый ветром»), то, может
быть, Кубa – это просто «ветром обдуваемая»? Во всяком случае, понятно
было, что к Острову Свободы это название не имеет ни малейшего
отношения. Впрочем, кто знает? Как раз Красную Слободу, в которую мы
направлялись, с уверенностью можно назвать «островком еврейской
свободы».
Далеко позади осталась столица Азербайджана и домики
бакинских предместий, издалека похожие на россыпь тыквенных семечек.
Двигаясь на север, мы миновали место мусульманского паломничества –
величественную горную гряду Хызыр-Зинде – и все выше вползали на
Кавказский хребет, приближаясь к границе с Дагестаном. Наконец мы
добрались до цели нашего путешествия…
Перед нами – роскошные
дома европейского уровня, явственно отмеченные азиатским шиком. Причем
ни один из этих дворцов не похож на рядом стоящий. Это не типовая
застройка, это – индивидуальный проект. И все здания, помимо даты их
возведения, как правило, украшают звезды Давида. Вот перед нами
великолепный особняк под названием «Дворец счастья», осененный огромным
могендовидом…
Где мы, в Израиле? Нет, это Кубa. Мы высоко в
горах Азербайджана, мы – в Красной Слободе… Азербайджанская Сибирь
Древняя
Куба расположена в 170 километрах от Баку, в северо-восточной части
Главного Кавказского хребта, у «подошвы» великолепной горы Шахдаг,
недалеко от границы с Дагестаном. Еще ее называют «Азербайджанской
Сибирью»: климат здесь действительно отличается от бакинского. Не Сибирь
– но все же прохладно…
Прославили Кубу великолепные ковры и
знаменитые яблоки, ароматнее и вкуснее которых, говорят, нет во всем
мире. Здесь дивная природа – живописные горы, девственные леса,
альпийские луга, горные реки и богатые урожаями сады…
А еще Кубу
широко известной сделала Красная Слобода – та ее часть, что раскинулась
на противоположном от основного мусульманского поселения, более низком
берегу реки Кудиалчай. Это «предместье» заселено исключительно горскими
евреями. Знают выходцев из Красной Слободы не только в Азербайджане, но и
в Израиле, и в соседнем Дагестане, и в далекой Москве (куда горские
евреи едут «на заработки»), и в еще более удаленных странах – США,
Канаде, Германии.
Красная Слобода – самое крупное в мире
компактное поселение горских евреев (в галуте, конечно). Председатель
религиозной общины горских евреев Красной Слободы Борис Симандуев
говорит: сейчас здесь около 4 тыс. евреев, но в конце 1930-х – начале
1940-х число жителей достигало 18 тыс. человек! Следующей по численности
считалась Еврейская колонка в Нальчике (Кабардино-Балкария), затем шел
Дербент в Дагестане.
Живущий в Красной Слободе рабби Адам
Давидов родом из Нальчика. Он сообщил нам, что две крупнейшие на Кавказе
горско-еврейские общины – Еврейская (Красная) Слобода в Кубе и
Еврейская колонка в Нальчике, несмотря на разделяющие их горные массивы,
– имели постоянные контакты друг с другом и даже посылали своих ходоков
в Иерусалим.
Язык, на котором говорят горские евреи, называют
татским. Еще, объяснили нам в Красной Слободе, этот язык называют
джуарит (Juarit) – близкий к фарси, но с «примесью» арамейского и
иврита. А самоназвание горских евреев – джууру. Огласовка имен у них
соответствует традиционному произношению: Моше – как Миши, Иеуда – Евдо,
Ноах – Нувах и т. д.
О том, что евреи Азербайджана и Дагестана
пользуются персидско-татским языком, писал еще В. Легкобытов –
замечательный исследователь языка, быта и этнографии горских евреев, в
30-х годах XIX века изучавший высокогорные районы Азербайджана. Он
отмечал также, что горские евреи знают древнееврейский язык и в
совершенстве владеют татарским (азербайджанским).
…Когда идешь
по улицам Красной Слободы, исподтишка рассматривая фасады роскошных
особняков (откровенно как-то боязно: уж очень серьезные люди здесь
живут!), думаешь: вот это «декорации»! Что там твоя Верона, куда этим
«детям» – Монтекки и Капулетти – до здешних хмурых ребят! Создается
впечатление, что шекспировским страстям до местных, кубинских, очень
далеко…
К счастью, впечатление это ложное. Люди здесь живут
мирные и трудолюбивые. Живут испокон веков, строго по еврейским
традициям, по законам суровым, но справедливым: от отца к сыну, от деда к
внуку, из поколения в поколение… Стремление к постижению знаний,
уважение к учености и труду, почитание родителей и учителей, строгий
семейный уклад, взаимопомощь, благотворительность. И конечно же, память
об усопших и о своих корнях в целом, верность своей религии, вера в
Б-га…
Что такое благотворительность – цдака (или содоко, как
говорят здесь) – горские евреи выучивают с детства. Уже упоминавшийся
«Дворец счастья» (он же «Дворец торжеств») построен в Красной Слободе на
частные сбережения Беняминовых и Мишиевых, «благородный поступок
которых приносит горским евреям радость в торжественные для них дни», –
так оценивает это местный писатель, историк и экономист Мухаил Ягубов. От
колена Иудина…
По мнению большинства ученых, горские евреи
являются потомками древних евреев, изгнанных из Израиля в Иран, где они
освоили язык местного населения, а затем вынужденных переселиться на
Кавказ. Сначала они спасались здесь от огнепоклонников, а спустя века –
из-за отказа принять ислам – от преследований мусульман.
Горские
евреи считают свое происхождение от колена Иудина, находившегося
когда-то в плену у персов.
(Васильев А. Т. Горские евреи //
Новое обозрение. Тифлис, 1889.)
Сами горские евреи отсчитывают
вот уже 2300 лет своего пребывания на Кавказе: то есть они полагают, что
изгнание началось спустя 200 лет после падения Древнего Израиля под
натиском ассирийцев.
Существует и другая версия – о том, что
горские евреи на самом деле являются татами – иранцами по происхождению,
которые во времена Хазарского каганата (VIII–X века) были обращены в
иудаизм.
…У Писаха Исакова очень ответственная должность: он –
представитель Кубинской районной исполнительной власти в Красной
Слободе. Кроме того, он увлекается историей, читает лекции школьникам.
Исаков объясняет: «Нам не надо доказывать, что мы евреи, это и так ясно:
еврейская жизнь у нас всегда бурлила. Некоторые говорят, что мы потомки
хазар. Нет, мы не хазары. Мы – выходцы из Израиля. Наши предки считали
себя потомками пленников, выведенных из Сциллы и Харибды после
безуспешной осады Иерусалима. И то, что нас мало, тоже можно объяснить».
(Впрочем, насчет «мало» можно поспорить. Согласно
математическим выкладкам Мухаила Ягубова, численность горских евреев на
сегодняшний день составляет немногим менее четверти миллиона человек, а
именно 225 054 человека: «Эта цифра близка к действительности, хотя
сейчас многие из них могли уехать».)
И все-таки – если
включиться в научную дискуссию – горские евреи не могли быть потомками
хазар (не исключено, однако, что потомки хазар позже могли
присоединиться к горско-еврейскому населению Кавказа), поскольку
Хазарский каганат, по многочисленным свидетельствам историков и
археологов, не был монотеистическим государством. Там были и язычники, и
христиане, и мусульмане, и иудеи. Со временем знать каганата приняла
иудаизм. Миграция же евреев на Кавказ и их расселение там – это история
сообщества людей, объединенных кровными и религиозными узами, общими
законами и укладом жизни.
Первоначально все еврейские поселения
находились в горах по той причине, что евреи в этих местах вынуждены
были спасаться от нашествий, – в горах укрываться от набегов было легче.
Причем прятались здесь не только евреи, но и местные язычники.
В
нескольких километрах от Красной Слободы, на левом берегу Кудиалчай,
находится Кульгатская долина – там когда-то был орешник, поэтому местные
старики говорят: «Жили в орешнике 800 лет…» Здесь находилось поселение
горских евреев под названием Кулгат, которое было разрушено в результате
набега Надир-шаха. В этом месте сохранились остатки древнего еврейского
кладбища, что подтверждает слова стариков о «жизни в орешнике».
Мухаил
Ягубов показывает нам фотографии надгробных камней. «Эти камни –
свидетели прошлого горских евреев, прибывших в Кавказскую Албанию, в
Кульгатскую долину, к подножиям Шахдага, – поясняет Мухаил Яхгуевич. –
Кроме этих мест, от погромов арабских халифов евреи укрывались также на
недосягаемых высотах Эльбруса и Казбека. Все эти сведения являются
неопровержимым доказательством того, что горские евреи прошли через
Кульгатскую долину по Великому шелковому пути. Они достигли вершин
Шахдага, Эльбруса и Казбека и поселились там. Кстати, это подтверждают и
горские народы».
Мухаил Ягубов несколько книг посвятил
историческим изысканиям. «Вот фотография дороги, ведущей к селению
Учкун, в котором проживали горские евреи после изгнания в Кульгатскую
долину. А вот кладбище вдоль дороги, с левой стороны между селениями
Купчал и Галадуз. Камни расположены по направлению к востоку», –
показывает он.
Спасаясь от персов, евреи все дальше продвигались
по Кавказскому хребту и укрывались от набегов высоко в горах, в том
числе у подножия Шахдага (4243 метра над уровнем моря). Но потом, во
времена Хусейн-Али-хана, в первой четверти XVIII столетия, они
спустились с гор в долину реки Кудиалчай и нашли прибежище в столице
Кубинского ханства.
Рассказывает председатель общины Борис
Юсифович Симандуев:
История проживания горских евреев в
Азербайджане насчитывает более двух тысяч лет. А здесь, в Еврейской, так
называемой Красной Слободе мы живем 285 лет. Раньше мы жили в
нескольких километрах отсюда, в горах. Но когда Надир-шах во главе армии
персов напал на север Азербайджана и его армия вырезала целые селения,
уничтожая женщин и детей, евреи бежали в поисках сильного покровителя. И
они нашли такого покровителя в лице Кубинского хана – Хусейн-Али-хана. Жил
человек мудрый…
При Хусейн-Али-хане (1722–1758) и его сыне
Фатали-хане (1758–1789) Кубинское ханство переживало расцвет. Оно
подчинило своему влиянию весь Северо-Восточный Азербайджан и южный
Дагестан – от Дербента до Ленкорани. Именно тогда рядом со столицей
ханства появилось мононациональное поселение горских евреев – Еврейская
Слобода.
Куба в те времена являлась мощной крепостью на
перепутье торговых путей. Хусейн-Али-хан доброжелательно относился к
еврейским старейшинам. В 1722 году он выделил им землю на левом,
западном берегу реки Кудиалчай, и евреи начали селиться на низменности.
На более высоком восточном берегу располагалась сама Куба. Массовое
переселение в Еврейскую Слободу началось в 1731 году.
В 1758
году, после смерти Хусейн-Али-хана, правление Кубинским ханством перешло
к его сыну. Во времена Фатали-хана слобода начала развиваться особенно
бурно. Евреи были преданы Фатали-хану, и тот за преданность создал все
условия для их жизни. Они занимались сельским хозяйством, садоводством,
торговлей, ремеслами.
Узнав о благоденствии евреев под
покровительством Хусейн-Али-хана и Фатали-хана, сюда стали стекаться
евреи из окрестных сел, Баку, Ирана, Турции и других мест. Появились и
ашкеназы. По преданию, 220–230 лет назад, когда в Еврейской Слободе не
осталось грамотных раввинов, делегация поселка от имени общины
пригласила сюда пять семей раввинов из Бердичева. Как говорят старожилы,
бердичевские раввины полностью влились в общину Еврейской Слободы.
По
словам Мухаила Ягубова, несмотря на то что история переселения евреев
на Кавказ насчитывает около 2300 лет, до 80-х годов XIX века они не
значились в официальных ведомостях: «Официально евреи были
зарегистрированы только в 1886 году в количестве 21 138 человек
<…> проживали в 34 населенных пунктах Кавказа». (Хотя, как уже
было сказано, первые исследователи описывали быт, язык и генеалогию
горских евреев задолго до того.) После 1886 года «де юре» стало
известно, что на Кавказе проживает народ, говорящий на фарси, читающий
Тору и исповедующий иудаизм.
Местные евреи называют Фатали-хана
мудрым человеком. Обитатели Еврейской (в 1926 году переименованной в
Красную) Слободы всегда вспоминают о нем с благодарностью. Времена,
правда, были жестокие. И «собиратель» азербайджанских земель,
присоединивший к Кубинскому ханству Дербент, Бакинское, Ширванское и
Джавадское ханства, был, конечно, «не прост».
Фатали-хан
<…> пригласил к себе Магомед-Гусейн-хана, – читаем в одной из книг
Мухаила Ягубова, – арестовал его и выколол глаза. Магомед-Гусейн-хан
жил сперва в Кубе, а потом в Баку, где умер в 1768 году.
Вот
таковы порой извивы восточного дипломатического политеса! Но ото всех
этих перипетий горские евреи в результате выиграли и с тех пор уже 285
лет живут в Кубе, на «еврейском» берегу реки Кудиалчай. Центральная
улица Красной Слободы, между прочим, носит имя Фатали-хана… Шива
по-кубински
Мы попали в Кубу в печальные дни. Причем сначала даже
не поняли, что все это значит: прямо посреди улицы, перегородив ее, –
длинный шатер, вроде армейской палатки, утепленный и обогреваемый
печкой-«буржуйкой». В нем – столы и скамьи в три ряда, за столами –
хмурые мужчины в темной одежде с недельной щетиной на лицах, на столах –
сидуры. Раввин Йона Якубов читает Мишну… Женщины приносят чай (который в
Азербайджане пьют из больших разлатых рюмок), конфеты и сладости, а
также водку и закуску… Оказывается, в этой палатке собираются авелим
(скорбящие в течение семи дней траура по близким родственникам). Но
поскольку умерший – рабби Натан Ильягуев, то его в течение шивы – первых
семи дней после похорон – поминают всей Красной Слободой: «Зихроно
цадик ливраха!» («Благословенна память праведника!»).
Впрочем,
всеобщая дань памяти покойным принята у евреев Красной Слободы не только
по отношению к раввинам – она распространяется на всех
земляков-единоверцев. Председатель общины подтверждает: «Сейчас мы
держим траур. Хоть раввин, хоть миллионер, хоть бедный человек – у нас
всегда собирается народ, накрывается стол. Мы не бреемся, торжественно
не одеваемся».
Раввин Натан бен Нувах Ильягуев последние 14 лет
был здесь главным раввином. А отец рабби Натана – Нувах бен рабби Абайе –
раввином в Еврейской Слободе был более 40 лет.
Раввин Йона
Якубов поясняет: «И раввин Натан, и его отец, и его дедушка были
раввинами. Здесь была когда-то их синагога – сейчас там ешива. Синагогу,
где служил дедушка рабби Натана, так и называли – "синагога рабби
Абайе”. Рабби Натан был последним раввином из "старейшин”. Сейчас
временно поставили молодых ребят – на сегодняшний день они лучше других
знают традиции, иврит, молитвы».
Борис Симандуев рассказывает:
«До отца рабби Натана, рабби Нуваха, у нас был известный раввин,
пользовавшийся огромным уважением – рабби Ихиель Сави. Он организовал
здесь школу».
Рабби Ихиель собирал учеников тайно у себя дома,
просил, чтобы шли к нему незаметно. Но все равно школу закрывали, а его
забирали в КГБ. В трудное советское время рабби Ихиель Сави обучал своих
учеников алефбет, преподавал Тору. И ученики его стали потом известны
за границей – в Израиле, США, других странах.
Рабби Натан, между
прочим, тоже учился не у своего отца, а у рабби Ихиеля Сави. У этого
праведника было чему поучиться. Рабби Ихиеля считали прекрасным знатоком
Торы. А еще он имел необыкновенный голос: люди приходили, чтобы
услышать его голос, и синагога всегда была полной.
Рабби Ихиель –
скромный человек, – чтобы прокормиться, работал почтальоном. Но если он
узнавал, что в Красной Слободе кому-то не сделали брит-милу, то давал
денег, чтобы все совершили согласно закону: ночью читали Тору, днем
собирался миньян, извещали людей и организовывали трапезу… Он сам делал
брит. Рабби Ихиель был универсальным раввином – и моэлем, и шойхетом.
Он
умер в 1959 году, в шаббат, в синагоге после молитвы.
«Рабби
Ихиель Сави был одним из лучших раввинов, – говорит Борис Юсифович
Симандуев. – После смерти рабби Ихиеля некоторое время служил раввин из
Нальчика, потом – рабби Ифииль, хороший знаток Торы и тоже универсал –
моэль и шойхет. Они были родственниками с рабби Нувахом: вместе
работали, если нужно, заменяли друг друга».
Мы посетили места
упокоения многих поколений евреев Красной Слободы. Здесь нет «старого» и
«нового» кладбища, просто одновременно существуют три еврейских
кладбища. Причем все три вполне ухоженные (что бывает, увы, не всегда,
особенно на кладбищах ашкеназских).
«Здесь хоронят и из других
городов, даже из других стран, – рассказывает наш добровольный гид по
Красной Слободе по имени Марк. – Если похороны, все собираются. На 9 ава
очень много людей приезжает».
Есть на одном из местных кладбищ
мацева – памятная плита на месте захоронения рабби Гершона бен рабби
Реувена.
Среди горско-еврейских раввинов были «нистарим»,
скрытые праведники, поддерживающие мироздание. Они вмешивались в текущие
события, когда в молитвах получали на это указания Небес. Один из них,
раввин общины кубинских евреев, рабби Гюршун – рабби Гершон бен рабби
Реувен (1815–1891), благословенна память праведника, обладал Тайным
Знанием.
(Адам Давидов. «Мудрецы Кавказа».)
Продолжение
следует. Читайте также:
Кавказский Ерушалаим. Часть 2
|
Категория: Иудаизм в Азербайджане | Добавил: Admin (11.02.2011)
|
Просмотров: 1896 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|