История
История христианства на земле Азербайджана начинается ещё в первых веках
нашей эры, когда в Кавказской Албании – государстве занимавшем эти
земли – стали появляться первые христианские миссионеры из Иерусалима и
Сирии. Тогда на нашей земле возникли первые христианские общины.
|
Св. Варфоломей |
Самым известным из благовестников Евангелия, когда-либо ступавшим на
землю Азербайджана был святой Варфоломей, один из Двенадцати Апостолов
Христа. Он пришёл сюда из Индии, откуда в Албанию шли множество
караванов, состоящих из паломников в «страну огня» - ведь Кавказская
Албания была родиной зороастризма – религии, главное божество которой
почиталось через поклонение огню. По преданию Апостол мученически погиб
от рук разъярённых его успешной проповедью языческих жрецов. Однако
семена Евангелия уже пали на благодатную почву и дело св. Варфоломея
было продолжено.
Вторым по значимости проповедником христианства в Албании можно считать
св. Елисея, ученика апостола Фаддея, претерпевшего мученичество в
соседней Армении. Елисей, совершил апостольское путешествие по многим
местам Албании, посетив в том числе Гис (ныне село Киш, Шекинского
района), где основал церковь. До сих пор в этом селе стоит древний храм,
напоминающий об этом событии.
|
Св. Григорий
Просветитель |
Немалую роль в обращении в христианство Кавказской Албании сыграл
равноапостольный Григорий Просветитель, обративший в христианскую веру
Армению. Когда албанский царь Урнайр услышал о чудесах, явленных св.
Григорием, то в сопровождении своего двора и сильного войска отправился в
Армению к уже принявшему христианство царю Тиридату. По свидетельству
албанского историка Моисея Каланкатуйского после беседы со св.
Григорием Урнайр раскаялся в прежней языческой жизни и исповедал веру в
Воскресшего Сына Божьего. После этого он сам и всё его войско держит
сорокадневный пост, по окончании которого они принимают святое Крещение.
Так в 313 году христианство становится государственной религией
Кавказской Албании.
Интересен тот факт, что тот же Моисей Каланкатуйский в повествовании о
крещении Урнайра упоминает о некоем блаженном муже, рукоположенном во
епископы в городе Риме, которого св. Григорий посылает в Албанию вместе с
обратившимся царём. Однако более об этом епископе нет никаких сведений.
За время своего существования Албанская Церковь пережила многие бури и
потрясения. После 451 года она присоединилась вместе с армянами к
халкидонскому расколу, претерпела мусульманскую экспансию, но
просуществовала вплоть до 1836 года, когда новый хозяин азербайджанской
земли - Российская империя - упразднила её самостоятельное
существование, присоединив к Армянской Церкви.
С начала XIV усилиями многочисленных миссий доминиканцев,
францисканцев, кармелитов и августинцев в Азербайджане стало
распространяться католичество, были основаны католические монастыри,
миссии и школы. Вместе с тем католичество часто наталкивалось на
противодействие мусульманского населения и представителей Армянской
Церкви, усматривавших в католиках своих основных конкурентов. В 1320 г.
Баку и другие города Азербайджана посетил французский миссионер Журден
Катали де Северак, а чуть позже – францисканец Одорик Порденонский.
Именно в этот период здесь начинают появляться многочисленные
католические миссии, были основаны католические монастыри, миссии и
школы. В одной только Нахичевани того периода было 12 католических
монастырей.
|
Первый
католический храм в Баку |
Важным этапом жизни Католической
Церкви в Азербайджане можно назвать период второй половины XIX, начала
XX вв. В это время в Азербайджане появляется много иностранцев,
исповедующих христианство, отличное от греко-русского православия, в том
числе много католиков. Причинами этого послужили нефтяной бум, а также
ссылка в Баку участников польских восстаний. К 1880 году в Баку
проживало уже более тысячи католиков. Организованная ими община стала
добиваться у властей разрешения на постройку храма, так как богослужения
приходилось проводить в различных помещениях, арендуемых верующими. Это
было весьма трудной задачей, поскольку власти всячески препятствовали
её осуществлению. Придумывались различные благовидные предлоги для
запрета строительства, так, например, одним из них было территориальное
ограничение на сбор пожертвований. Храм разрешали строить лишь на
деньги, собранные в Бакинской губернии. Но несмотря на всю
бюрократическую волокиту, очень замедлявшую дело, католическая община
Баку росла. К 1903 году, когда число католиков достигло 10 тысяч
человек, бюрократические препятствия были наконец преодолены и в мае
1909 года состоялась торжественная закладка храма.
Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находился на
пересечении улицы Рашида Бейбутова и проспекта Азербайджана и вмещал
1200 прихожан. Он был взорван большевиками в 1931 году и на его месте
построен клуб имени Дзержинского (сейчас Дворец Шахрияра). Настоятель
прихода, отец Стефан Демиуров тем не менее продолжал тайно служить
Святые Мессы для прихожан, за что в 1937 году был арестован и
впоследствии расстрелян.
Подробнее об этом
периоде истории Церкви в Азербайджане рассказывает статья «Здесь
звучала «Ave Maria».
Начало возрождению католической общины Баку было положено в 1992 году,
когда маленькая группа верующих написала письмо в Ватикан с просьбой
прислать священника для совершения богослужений. В 1996 и 1997 гг.,
секретарь посольства Святого Престола в Тбилиси Тимон Титус Хмелецки
несколько раз посетил Баку, и встретился с людьми, заинтересованными в
восстановлении католической общины. Святой Престол рассматривал
возможность прибытия в Баку для этих целей монахов иезуитского ордена,
однако, из-за недостатка свободных священников, никто из них не смог
прибыть в Азербайджан и от этой мысли пришлось отказаться.
21 июля 1997 г. апостольский нунций Жан Поль Гобель, и апостольский
администратор Кавказа, Джузеппе Пазотто посетили Баку вместе со
священником Замойско-Любачевской епархии отцом Ежи Пилюсом, который
получил разрешение от своего епископа начать работу в Азербайджане.
Первоначально попытки организации официально зарегистрированной общины
встретили непонимание со стороны соответствующих властных структур
республики. Они посчитали организацию католического прихода делом
бессмысленным, так как, по их мнению, в Азербайджане не было католиков,
нуждающихся в этом. Поэтому на первых порах отец Ежи служил Святые Мессы
на частной квартире, их посещали несколько работающих в Баку
иностранцев-католиков.
Впоследствии, в ноябре того же года была предпринята ещё одна попытка
регистрации прихода, однако и она окончилась неудачей. Католической
общине не хватало устава, необходимость такового являлась нововведением в
порядок регистрации религиозных общин. Помощь в его составлении оказала
молодой адвокат Кристина Бранцевич, имеющая католические корни. В
декабре окончательная редакция устава общины была вручена представителю
Святого Престола в Тбилиси для ознакомления и рекомендаций. Вместе с тем
о. Ежи проводил активную работу в Баку. Он разыскивал прихожан старого
прихода, разрушенного большевиками, их детей и прочих родственников,
сохранивших верность католической вере. Община росла, богослужения стали
посещать всё больше бакинцев и иностранцев.
Попытки регистрации прихода совершались постоянно, несмотря на все
бюрократические препятствия, чинимые представителями религиозного
комитета. Работающие в Закавказье высокопоставленные представители
Святого Престола оказывали необходимую помощь, устраивались официальные
встречи с представителями властных структур и мусульманского
духовенства. И вот спустя почти год, 2-го апреля 1999 года католическая
община Баку была официально зарегистрирована.
В феврале 2000 года в Баку прибыл монах-салезианец о. Даниил Правда,
чтобы изучить ситуацию и выявить возможности для прибытия в Баку своих
собратьев. Он посетил наш город несколько раз и во время второго визита
принимал активное участие в поисках дома для организации постоянного
прихода. Выбор пал на небольшой частный особняк в районе ипподрома. В
апреле того же года община приобрела этот дом на средства, выделенные
салезианами. В доме делается ремонт, оборудуется и освящается часовня
для богослужений, комнаты для священников и монахов.
11 октября 2000 года Конгрегация Евангелизации Народов объявляет
салезианцев дона Боско (SDB)
ответственными за миссию в Азербайджане. О. Даниил становится
ординарием Missio Sui Iuris по нашей стране, из Словакии прибывают ещё
несколько монахов. Салезиане проводят работу по организации
благотворительной столовой для малоимущих, открывают школу «Мариам» для
детей и подростков. Всё больше и больше людей интересуются христианской
верой, начинают посещать богослужения.
|
Папа в Баку |
В мае 2002 года происходит
знаменательнейшее событие в жизни Католической Церкви в Азербайджане.
Баку с официальным визитом посещает Папа Римский Иоанн Павел II. 23 мая
самолёт Святейшего Отца приземлился в аэропорту Бина, высокого гостя
встречал президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев. После
многочисленных офицальных церемоний и встреч, на второй день визита Папа
отслужил Святую Мессу во Дворце Ручных Игр, где для встречи с ним
собралось несколько тысяч человек.
Невозможно переоценить значение этого визита для Католической Церкви
Азербайджана. Католическую общину перестали считать одной из
многочисленных христианских сект, действующих в Баку, значительно
возросло число людей, интересующихся христианством и католической верой,
улучшились отношения с властями республики, что во многом свело на нет
обычную бюрократическую волокиту в органах по работе с религиозными
объединениями. Кроме того, президент Гейдар Алиев выделил общине участок
земли в для строительства нового храма, взамен разрушенного
большевиками. Строительство этого храма, названного в честь непорочного
зачатия Пресвятой Девы Марии, было завершено в феврале 2007 года.
В июне 2003 года о. Даниил Правда складывает с себя полномочия
ординария Sui Iuris. На эту должность назначается о. Ян Чапла, прибывший
в Баку из Словакии 18 числа того же месяца. Он возглавляет католическую
общину по настоящий момент.
В январе 2006 года в Баку начинает работать
орден сестёр Милосердия
Матери Терезы Калькуттской. С июня того же года в посёлке Зых
начинает функционировать приют для бездомных, опекаемый монахинями
ордена.
Старинные открытки давно превратились в документальное доказательство
того или иного политического процесса.