Среда, 07.12.2022, 08:05          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Религия в Азербайджане [2]
Огнепоклонники [2]
Иудаизм в Азербайджане [6]
Христианство в Азербайджане [6]
Ислам в Азербайджане [8]
ВЕРА БАХАИ в АЗЕРБАЙДЖАНЕ [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Религия Азербайджана » Огнепоклонники

    «Авеста»
    «Авеста» и Азербайджан В мире немало величественных письменных памятников, созданных в очень давние исторические времена, стоящих в основе этических, философских, культурных, психологических, общественных, духовных факторов, являющихся наследием не одного народа, а всего человечества. Как в них, так и в духовных ценностях, созданных на последующих этапах развития, каждый народ ищет и находит свои особенности, объявляет о тех или иных моментах, воплотившихся именно в их обычаях и традициях, семейно – бытовых обрядах, церемониях, и повериях. Или же, проведя через словесную или музыкальную память, превращает в кладезь мудрости и волнительные песни. Такие памятники представляют интерес не только как школа воспитания, жемчужина художественного искусства, источник вкуса, сборник морали, система верований, но и выполняют функции горна тревоги, извещающего о поучительных уроках прошлого, заботах настоящего, естественных катаклизмах и социальных потрясениях будущего. Может быть самым большим чудом земного шара являются именно эти памятники. И источники, и пространство, и создатели этих памятников не ограничиваются одной определённой нацией, в истинном смысле слова они являются общекультурным богатством человечества. Ибо, пройденный этими бесценными книгами длинный путь, будучи не всегда гладким, теряется в глубине веков. И теперь потомки тех, кто когда-то бросал в костёр священный памятник – «Авесту», изгонял из своего края огнепоклонников, начисто «позабыв» обо всём этом, говорят, что она была создана и отшлифована на их земле, а огнепоклонничество считают продукцией умов своих древних предков. В «Авесте», созданной почти 2500 лет назад стараются увидеть облик своих дедов и отцов индоевропейские народы, входящие в семью тюркских языков, и многочисленные племена Кавказской группы. В последние годы и славяне – русские, войдя в ряд персидского, курдского, греческого, немецкого, афганского, индийского, азербайджанского, талышского, среднеазиатских, дагестанского этносов, предъявляют выдвигают претензии на «автор»ство «Авесты» (речь идёт об истоках неизвестных первоначальных текстов памятника, составленных задолго до его сожжения легендарным зятем пророка Джамаспом. А то, что, имеющиеся в руках отрывки «Авесты» записаны на среднеперсидском языке является неопровержимым фактом) и «отцовство» Зороастра.
    Первоначальный полный сборник «Авесты» состоял из двух миллионов стихов, разделенных на 1200 глав и записанных золотыми буквами на 12000-х коровьих шкур. Он хранился в основном атешгахе (храме огнепоклонников), где молились мидийские-иранские шахи (храм находился в Южном Азербайджане). Походы македонцев на Восток во второй половине IV в. до н. э. возвели первую преграду перед широким распространением огнепоклонничества. Победив Дария и велев сжечь Персополь, полководец Александр приказал уничтожить и главный очаг огнепоклонников. Именно тогда была сожжена и обращена в пепел и «Авеста». Неизвестно, имелся или нет другой экземпляр первоначального варианта. Об этом имеются только предположения. По одной из версий, одна из рукописей была вывезена в Грецию. Спустя много лет, персидские жрецы-маги решили записать из уст огнепоклонников и восстановить заново сохранившиеся в памяти людей тексты сожжённой священной книги. Однако, им не удалось восстановить её полностью. Но и этот экземпляр не сохранился. Записывая отдельные стихи из «Авесты» каждый раз на различные средства древнего письма - кожу, пергамент, писцы значительно отдалили её от первоначального варианта, перевод же с мидийского языка на пехлевийский совершенно изменил её. Во многих случаях поэтические формы заменились прозаическими описаниями.
    Тенденциозное отношение к туранству-тюркизму имеет очень глубокие корни. Во второй половине прошлого столетия В.И.Абаев, опираясь на суждения ряда исследователей, утверждал, что вокруг богов Добра и Зла в «Авесте» были собраны конкретные народы, якобы те, кто идёт путём Ахура-Мазды – арийцы, то есть индоевропейцы (культурные народы в регионах, простирающихся от Индии до Европы). Сторонниками же Ангро-Манью – Зла – являются, мол, древние предки тюрков – туранцы ; . Этой же мысли приблизительно придерживался и Л.Гумилёв. Правда, «будучи защитником тюрка», он считал олицетворявших зло туранцев, скифов//саков и сарматов не тюркским этносом, а противоположным враждебным крылом, отделившимся от арийцев
    . Однако, в конечном счете, он, вновь возвращаясь к иранско-тюркскому противостоянию, следующим образом обобщал свои суждения: «высшее божество сохранило свое имя – Хормуста (отнюдь не Агурамазда), что в сочетании с другими деталями указывает на конгениальность древних иранцев и древних тюрок».
    Азербайджан и сегодня является многонациональной страной. Естественно, что так было и тысячи лет назад. В различные периоды наш край подвергался многочисленным нашествиям (саков, греков, римлян, гуннов, парфян, фарсов, сельджуков, монголо-татар, арабов, османцев и русских). Некоторые утверждают, что в такие времена основная часть азербайджанского населения каждый раз меняла свой язык, принимая то сакский, то гуннский, то персидский языки и языки других этносов, правда, кроме греческого и римского. Словно в ответ тем, кто придерживался этого мнения, Оскар Егер писал: «Ассирийские надписи рассказывают о целом ряде походов против страны Мадай и соседней с ней Парсуаш, т. е. против Мидии и Персии. Эти походы и воинские успехи приписывались очень многим государям – Салманасару II, Тиглатпаласару II, Саргону, Синахерибу, Асархаддону и Ашшурбанапалу – и это свидетельствут только о том, что мидийцы нелегко покорялись иноземным завоевателям и умели – среди своей горной страны, местами достигающей 4,5 тысячи метров – отстаивать свою независимость даже тогда, когда еще этот народ не имел одного общего вождя. Первый государь, сумевший соединить весь народ под своей властью, был Увахшатра (Киаксар), и его власть простиралась уже на большую часть иранской возвышенности: гирканы, парфяне, бактрийцы, скифы, саки, сагартии весьма определенно указываются в числе его подданных» . Эти факты взяты нами из русского издания 1901 года четырёхтомной «Всемирной истории» немецкого учёного. В последние годы, хотя и с трудом, мы включили в некоторые наши книги по истории названия тюркских племён мидийцев в форме мадаев. В то время как этот исторический факт нашёл отражение ещё 100 лет назад в самых популярных книгах Европы по истории. Точно так же имя Киаксара в ассирийских записях с УвахШАТР – в некоторой степени перекликался с ЗараТУШТРом. Такие факты, как снесение Ирана с лица земли Великой Мадайской (праотец этого прототюркского племени упоминается в эпосе «Мадай-кара» - Великий Мадай) империей, созданной тюркским полководцем, подчинение такого соперника, как Парфия, должны считаться образцом для нынешних поколений. Говоря об истоках зороастризма, Лелеков Л.А. указывает, что: «Все известные нам имена царей из династии Дейокидов получают хорошую младо авестийскую этимологию, например, имя Астиаг являет собой инверсию младо авестийского антропонима Vaiga. rsti, что буквально означает «потрясающий копьем»
    . Из толкований в «Малой Авесте» имен правителей, объединивших мадайские племена и создавших сильную империю, и заключений исследователей выясняется, что слава, обозначающие присущие прототюркским племенам предметы с острым наконечником - «низt» и «ак/ок/ох» (Дей-ОК, Ки-АК-сар, или Ув-АХ-шатр, Асти-АГ) обозначали также и родословную племён.
    Таким образом, для подтверждения фактов о связи «Авесты» с Азербайджаном, не приходится искать «надуманные названия городов и мест» Е.А.Дорошенко в своём историко-этнографическом очерке «Зороастрийцы в Иране» подтверждает, что для огнепоклонников основными считались три храма: 1) Храм для шахов и воинов в Южном Азербайджане; 2) Храм мугов (жрецов) в Парсе и 3) Храм земледельцев в Хорасане .
    В европейских источниках XVIII-XX веков в качестве главного храма огнепоклонников указывается храм в Баку. Надо сказать, что в настоящее время в трёх местах имеются храмы Зороастра: в Бомбее, Иране и Сураханах (около г. Баку). И самым священным из них опять – таки является тот, который находится в Азербайджане.
    В ряде источников, в том числе в «Бундахишн» (17.1—9) и, особенно в трудах мусульманских авторов подчеркивается, что культ огня и его форма храмового обряда является продуктом периода идолопоклонничества, т. е. возникла задолго до Зороастризма. Поэтому в обрядах, посвященных культу огня, исполнялись дикие обычаи. В самых авторитетных огнепоклоннических документах указывается, что: «Царскому священному огню Сасанидов в храме Анахиты* в Истахре приносились человеческие жертвы» . «Анахит» в мифе о Йойшт Фрияне – имя богини, которой были принесены в жертву огромные стада и отары для обеспечения победы туранского подростка в умственной схватке со злом. Сложное слова, обозначающее главный храм огня в Истархе и божественную силу, связанную с огнём, безусловно, имеет тюркское происхождение: Анахит/ Ана-од - дословно на русский язык переводится «мать-огонь», слова «мать» тюркских языках синоним словами «главный». Значить Анахит – это главный бог, основной огонь. У древних тюрков, говоря о первичном, основном существе всегда используется выражение «ана» (мать) в качестве определения: например: «Анадаг» - основная гора, «анаэр» - основной мужчина, «ана хан» - хан ханов, «Ана Кур» - великая Кура и т. д. Значение имени греческого философа сакского происхождения – «Анархасис» тоже может быт примером, т. е. «первый, основной сак». Известно, что в пехлевийском языке слово «од» звучит в форме «азар / атар / атеш–огонь».
    Исследователи, говорящие об истории Востока III–VII веков, указывают, что, согласно пехлевийским и ранним среднеперсидским источникам, Азербайджан занимал одно из почётных мест в зороастрийской традиции. Здесь находился Адургушнасп, считавшийся священным и самым главным у огнепоклонников храмом огня. В этом храме служили многочисленные известные религиозные деятели – потомки древних мидийских мугов многое сделавшие для распространения религии.. С.Касумова писала, что «с Азербайджаном традиция связывает и проповедь Заратуштры» . В географическом трактате «Город Ирана», относящемся к VI веку, ясно указывается, что туранец Афрасияб основал город Ганзак с именем приносящего Счастье Ормузда, благодаря силе и помощи Творца в Адурбадаганской (Азербайджанской) стороне. (См. таблицу):
    Транскрипция фрагмента среднеперсидского географического трактата VI в. «Шахрестаниха-и Эран» («Город Ирана») : «…Пад нам уд нерог уд аййарих и дадар Охрмазд и пек Куст и Адурбадаган Шахрестан и Адурбадаган Эрангушнапс и Адурбадаган спахбед кард. Пад куст и Адурбадаган шахрестан и Ганзак Фразийаг и Тур кард...»
    Перевод С.Ю.Касумовой: …Во имя и благодаря силе и помощи творца, благого Ормузда Сторона Адурбадагана (=Азербайджана) Столицу Адурбадагана построил Эрангушнасп, спахбед Адурбадагана. В стороне Адурбадагана город Ганзак построил Афрасияб Туранец .
    Хотя некоторые предложения в тексте кажутся несколько путаными и бессвязными, можно припомнить несколько фактов. Во-первых, нельзя отождествлять первую часть сложного слова «Ерангушнасп» - столицы Азербайджана с Ираном. На самом деле, это - «Аран», а не Иран. А «Гушнапс» - это, взятый из устной речи вариант имени Виштапса, первого сторонника зороастрийской религии. Естественно, что город, основанный великим тюркским полководцем Альп Ар Тунга с помощью Великого бога Ахура-Мазды, должен был быть связан с Араном в «Авесте» и правителем, узаконившим в своей стране религию и заложившим основу новой традиции.
    Азербайджанские хуррамиты под предводительством Джавидана и Бабека на протяжении двадцати пяти лет охраняли зажжённый Зороастром очаг от упорных притязаний захватчиков. Однако, веривший в правду и справедливость, Бабек стал жертвой предательства. Но даже пленником он не изменил своим идеалам, не поддался сладким обещаниям чужеземцев. Он был разрублен на части, а затем повешен. Таким образом, был снёсен с лица земли последний оплот Зороастра в крепости Бадз. Но ни македонцы, ни арабы, ни монголы не сумели выбросить из своих сердец света, правды, добра, как фактора, обуславливающего развитие мира, и, несмотря на сожжение городов, крепостей, памятников, очаг, зажжённый Зороастром тысячи лет назад, не был погашен до конца. Тепло этого очага и сегодня согревает многих. И, хотя античные греки, римляне, арабы (также как и идеологии и культуры иудаизма, христианства, ислама) отрицали огнепоклонничество, в своих обрядах, формах поклонения, обычаях и традициях, комплексе морали, а также во всей системе мировоззрения, представлениях, культурных факторах они ощущали воздействие «Авесты», дали новую жизнь поднятым в ней вопросам, несколько видоизменив, совершенствовав их или пропустив сквозь свою призму и дав им другие названия. Исследователи не случайно пишут, что, несмотря на кажущуюся слабость религиозной общины зороастрийцев, она сохранила свой боевой дух на протяжении всех времён. До начала XX века в Баку действовал храм огня, на протяжении веков огнепоклонники небольшими группами демонстрировали своё существование в Индии и Иране.
    Категория: Огнепоклонники | Добавил: Admin (11.02.2011)
    Просмотров: 1506 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Мирсадик Исхаков  
    0
    Всецело связать истоки зороастризма и Авесты с Мидией (Мадай), при этом игнорировать мнения авторитетов о том, что местом возникновения данной религии и ее священной книги являются районы низовьев и средних течений реки Даития, т.е. Амударьи, нельзя. Дело в том, что язык Авесты восточно-иранский, тогда как мидийский - западно-иранский. этот факт уже сводит на нет версию мидийского генезиса зороастризма. Надо подумать, как же все таки зороастризм стал государственной религией, хотя бы при сасанидах. Ведь Ахемениды не знали даже имени Заратуштры, при признании Аура Мазды в качестве одарившего их властью(Накши-Рустам) бога. Дело в том, что сороколетний Заратуштра, изгнанный сородичами с родных мест на берегу реки Даития, после долгих скитаний прибыл к правителю восточных окраин иранского мира Виштаспе, которого убедил в правоте своего учения. Этот факт указывает на то, что зороастризм в Западный Иран пришел с востока. И все же священный текст Авесты в условиях господства западно-иранских языков (мидийского и персидского) сохранил свой восточно-иранский диалект как сакральный язык религии.

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2022
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика