МИДЯНЕ.
БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАХВАТЧИКАМИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИДИИСКОГО ЦАРСТВА. КИММЕРИЙЦЫ И СКИФЫ. ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОИНЫ МИДЯН. ПОБЕДА НАД АССИРИЕЙ. ПАДЕНИЕ МИДИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Мидяне
Мидяне
вступают на историческую арену в начале I тысячелетия до н.э. Они впервые
упоминаются в ассирийских анналах в 30-е годы IX в. до н.э. Мидийский
племенной союз сложился в основном в областях, расположенных восточнее
и юго-восточнее Южного Азербайджана.
О мидийском обществе начала 1 тыс. до н.э. кроме ассирийских данных и
отрывочных сведений исторической традиции, передаваемой античными авторами,
некоторое представление дают данные Авесты, а также незначительные археологические
раскопки.
Предания, собранные Геродотом, возводят основание Мидийского государства
к некоему Дейоку, управлявшему Мидией будто бы с 700 по 647 г. до н.э.
Хотя теперь уже хорошо известно, что отождествление этого Дейока с Даяукку
- одним из маннейских правителей, не выдерживает критики и что в ту пору
ни о каком централизованном Мидийском государстве и речи быть не может,
тем не менее следует указать, что период становления мидийской государственности
в той или иной степени включает в себя и время правления геродотовского
Дейока. Мидяне выстояли в тяжелой и жестокой борьбе с Ассирией, являвшейся
в ту пору сильнейшей державой Древнего Востока, и сохранили свою самостоятельность.
В этом немалую роль сыграли вторгшиеся на Кавказ и в Переднюю Азию из
Южнорусских областей ираноязычные кочевые племена киммерийцев и скифов.
В период появления кочевников страны Переднеазиатского Востока были разделены
на два враждебных лагеря: Ассирийскую державу и страны, боровшиеся с ассирийской
экспансией. Как и в прошлые столетия, Ассирия была самым опасным врагом
малых и даже больших народов, населявших этот регион. Завоевания ассирийцев
грозили соседним странам грабежами, насилием и разорением, а населению
этих стран - поглощением или поголовным истреблением. Взаимоотношения
пришельцев-кочевников с аборигенами и с их общим врагом - Ассирией скла-дывались
в разное время по-разному.
Киммерийцы действовали вместе с мидянами против Ассирии. Вскоре к этой
коалиции примкнули маниеи и скифы. Уже в 70-е годы VII в. до н.э. скифы,
находившиеся на территории Манны и состоявшие в союзе с маннеями, включились
в активную борьбу против ассирийцев. Активизация наступательных действий
маннеев, а несколько позднее их союзников - скифов была причиной похода
ассирийского царя Асархаддона против Манны, который, однако, не достиг
успеха. Маниеи захватили ряд крепостей, которые ассирийцы смогли вернуть
лишь много лет спустя. К 674 г. до н.э. Ассирия потеряла Манну и как данника,
и как союзника. К тому времени в результате мощного народного восстания
ассирийцы были полностью изгнаны из мидийских областей, и здесь в 70-е
годы VII в. до н.э. возникло Мидийское царство.
Во главе восставших стоял "глава поселения" Кар-Кашши Каштарити. Уже к
началу восстания в мидийских областях в качестве союзников мидян действовали
скифы, нередко нападавшие на ассирийские отряды. Вскоре в поддержку восставших
выступают маннеи (в союзе с которыми была часть скифов), а также киммерийцы.
Центр военного союза, созданного Каштарити, следует локали-зировать в
зоне современного Хамадана. Именно здесь была расположена провинция Бит-Кари
с цетром в крепости Кар- Кашши, что в переводе означает "Колония касситов".
Другое название этого поселения - "Крепость вавилонян". Здесь сильно было
касситское и вавилонское влияния, распространены культы вавилонских богов.
И по данным Геродота центр возникшего Мидийского царства был расположен
в этом районе. Здесь же на месте древней сходки была выстроена позже столица
Мидии - Hangmatana (греч. Агбатана или Экбатана, что являясь древнеиранским
словом, означает "место собрания"). Само имя Кашта-рити (из Xsatrita)
- иранское и означает "властный".
Существование коалиции мидян, скифов, киммерийцев и маннеев позволяло
союзникам действовать на нескольких фронтах. Отряды восставших приближались
уже к границам Ассирии. Они осаждали крепость за крепостью и наводили
ужас на ниневийского владыку, что видно из запросов царя к оракулу бога.
Быть может, Элам и Урарту также были готовы поддержать союзников.
Ассирийский царь, сознавая военное преимущество врагов, пытается предотвратить
надвигавшуюся катастрофу при помощи хитрой дипломатии - к каждому из вождей
коалиции посылаются гонцы.
Каштарити, уверенный в своей победе, отказался от мирных переговоров с
Ассирией. Однако интриги Ассархаддона привели к расколу в лагере союзников.
Часть скифов, возглавляемая Партатуа, перешла на сторону ассирийцев. Это
и спасло Ассирию от неминуемой гибели.
Хотя ассирийский царь и хвастает тем, что он "растоптал коварного врага",
на деле, однако, положение было иным. Вне зависимости от того, нанесли
ли скифы совместно с ассирийцами поражение Каштарити или нет, на этой
территории после народного восстания 70-х годов VII в. до н.э. возникло
самостоятельное Мидийское государство. Ассирийцы уже не упоминают о своих
сатрапиях в Мидии. После этих событий источники сообщают о Мидийском царстве,
которое уже с самого начала своего существования ведет довольно агрессивную
по литику.
С 70-50-х годов VII в. перед Мидией открывается новая эра - эра великих
завоевательных войн. Мидии и мидянам суждено было вскоре сыграть огромную
роль в истории Переднеазиатского Древнего Востока. Скифы
Приблизительно
в то же самое время, когда появилось Мидийское царство (70-е годы VII
в. до н.э.), на части терриитории Азербайджана и прилегающих землях возникает
так называемое Скифское царство. Царство это на протяжении нескольких
десятилетий являлось важнейшим фактором в военно-политической жизни Переднеазиатского
Востока.
Источники говорят не только о действиях скифов в областях близлежащих
к Ассирии, в частности в Манне и Мидии, но и сообщают о Партатуа, царе
странны Ишкуза (скифов), находящейся в пределах театра дипломатической
деятельности Ассирии - т. е. в областях, расположенных между средним течением
реки Куры и маннейской территорией вокруг озера Урмия. Сила и могущество
скифов подтверждается и археологическим материалом. Об этом свидетельствует
и то, что в VI в. до н.э. рядом с Урарту, Манной и Мидией прямо называют
царство Ашкеназ-Скифское царство. Скифское царство считалось достаточно
грозной силой, по-видимому, еще в 90-е годы VI в. до н.э. И лишь где-то
в 80-е годы того же столетия о "властелинах севера" говорится как о погибшем
народе.
Исторические судьбы Скифского царства прямым образом связаны с проникновением
значительных масс ираноязычных мигрантов в области Передней Азии и их
бурной деятельностью в этом регионе. В числе этих племен, обычно именуемых
скифами, кроме собственно скифов были и родственные им саки. Возможно
в середине 674 (?) г. до н.э. войска скифов уже "живут" (можно перевести
также: находятся, пребывают, обитают и т. д.) в областях Страны маннеев.
Исходя из данных письменных источников, можно заключить, что скифы появились
в Азии вслед за киммерийцами и Геродот в своем рассказе об этих событиях
был близок к истине, исключая разве только его утверждение о преследовании
киммерийцев скифами.
Начиная с этого времени ассирийские надписи связывают скифов прежде всего
с Манной и отчасти с Мидией. Уже в 70-е годы VII в. до н.э. скифы во главе
с Ишпакаем (Ispakaja) выступают в качестве союзников маннеев.
Следовательно, где-то в конце 70-х годов VII в. до н.э. Скифское царство
уже существует. И искать его следует в непосредственной близости от маннейских
земель, возможно, в полосе начинающейся от Куры (в р-не Сакасены) и тянущейся
до районов, расположенных южнее Аракса вплоть до северо-маннейских областей.
Именно сюда, как свидетельствуют ассирийские тексты, устремились самые
ранние волны кочевников.
Вторжения скифских племен на Кавказ и в Переднюю Азию, и в Азербайджан,
не были массовыми переселениями, а скорее - военными набегами. В разных
частях захваченных областей кочевники создавали для себя становища, откуда
их довольно крупные конные отряды совершали рейды, иногда в очень отдаленные
районы. Скифов в Азербайджане было не так уж много. Основная масса населения
Азербайджана состояла, конечно, из аборигенов. Было, строго говоря, не
Скифское царство, а Царство скифов, с правящей скифской династией, которой
были подчинены мобильные конные отряды.
Временем становления "Скифского царства" в Азербайджане можно считать
70-е, и частично и 60-е годы VII в. до н.э., однако вряд ли можно утверждать,
что "царство" это было государственным образованием, хотя в нем имеются
и признаки своеобразной кочевнической державы. Древневосточные источники,
всегда точные в вопросах оценки политической конъюктуры и веса различных
объединений, а также титулатуры правителей прямо говорят о "Скифском царстве",
и о "царе" этой страны. Ассирийцы говорят о "царе (страны) Ишкуза", Библия
- о "царстве Ашкеназ".
Скифы, вторгаясь в Переднюю Азию, по данным Геродота ("скифы.., свернув
с прямой дороги, пошли верхним путем, гораздо более длинным, оставляя
при этом Кавказские горы справа") [I, 104], ворвались в Мидию (точнее,
области Северного Азербайджана) через Дербентский проход. "В этом месте,
- пишет Геродот, - произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели
поражение и потеряли свое господство, а скифы завладели всей Азией. В
течение двадцати восьми лет владычествовали в Азии, и своими излишествами
и буйством привели все там в полное расстройство. Ибо, помимо того, что
они собирали с каждого (народа) установленную дань, они, разъезжая по
стране, грабили все, что попадалось..." [I, 104-105].
В целом ситуация здесь по времени как нельзя лучше подходит ко второй
половине VII в. до н.э., а не к 50-м годам того же столетия (50-40-е годы
VII в., судя по некоторым данным, были временем тяжелой борьбы между отдельными
группировками кочевников, проникших в Переднюю Азию, а также между кочевниками
и старыми державами Востока - Ассирией, Урарту и другими), к чему склоняется
ряд исследователей, ибо распространение скифского владычества "по всей
Азии" и повсеместные там "буйства" скифов, судя по независимым от Геродота
источникам, имели место именно в указанную пору. Библейские авторы-современники
и очевидцы описываемых ими событий, говорят об ужасе и кошмаре, которые
испытывали насельники различных областей Передней Азии перед лицом вторжения
этого народа.
Сколько лет продолжалась гегемония скифов в Передней Азии - сказать трудно.
Геродот говорит о 28-летнем владычестве скифов в Азии, с чем, кажется,
согласиться нельзя, так как в этом случае придется предположить, что минимум
три четверти времени правления Киаксара (правившего в 625-585 гг.), выдающегося
полководца и государственного деятеля, "основателя владычества над Азией"
(Эсхил), пришлось на пору господства скифов, а это невозможно хотя бы
потому, что мидяне, судя по "Хронике Гэдда", уже в 615 г. до н.э. начали
войну против Ассирии. Завоевательные
войны мидян Мидяне,
по-видимому, освободились из под власти скифов через несколько лет после
понесенного ими поражения, возможно, в самом конце 20-х - начале 10-х
гг. VII в. до н.э. Однако северные кочевники, по данным библейских авторов,
продолжали наводить ужас на народы Передней Азии еще несколько лет.
Вероятно, в самом конце 20-х или в начале 10-х годов VII в. до н.э. почти
безраздельному господству Скифов в Передней Азии был положен конец. В
Азии появилась и окрепла новая сила - мидяне, сумевшие не только противостоять
кочевникам, но вскоре и вовсе положившие конец их власти и даже завладевшие
территорией Скифского царства.
Победа, одержанная мидянами над Ассирией, превратила Мидию в великую державу
Древнего Востока. Возможно, в самом конце VII или начале VI в. до н.э.
мидяне подчинили себе Манну, Урарту и Скифское царство.
Одно из последних упоминаний о Скифском царстве в древневосточных источниках
относится к 90-м годам VI в. В самый последний раз в восточных источниках
царство Ашкеназ (скифов) упоминается в знаменитой "Таблице народов", относящейся
к первой половине VI в. до н. э., когда память о нем была еще жива.
Скифы оказали определенное влияние та культуру местного населения Азербайджана,
в особенности в области военного дела. Аборигены учились у них конно-стрелковой
тактике, Геродот сообщает о том, что мидяне отдавали своих сыновей обучаться
стрелковому делу у скифов.
Скифское царство обладало относительно стабильной территорией в зоне Азербайджана
и просуществовало несколько десятилетий. С его представителями, как с
равными, считались царствующие владыки. Роль и значение скифов в истории
Азербайджана были значительны. Часть скифов вернулась в области Северного
Причерноморья. Не менее значительным был вклад в историю Причерноморской
Скифии этих скифских племен, принесших с собой из Азербайджана и смежных
областей многие реалии переднеазиатской цивилизации, ставшей составной
частью скифской культуры, в частности, так называемый "звериный стиль".
Киаксар (625-585 гг. до н.э.) был выдающимся индийским царем. Киаксар
в военном деле многое перенял у скифов, а также, по-видимому, у ассирийцев.
Под его водительством мидийские армии добились огромных успехов. В конце
VII в. до н.э. в союзе с Нововавилонским Халдейским царством, а также,
возможно, со скифами ему удалось разгромить Ассирийскую державу. Вскоре
мидяне завладели Манной.
Завоевание Манны имело немаловажное значение в деле подъема всей экономики
Мидийской державы. Присоединение Манны с развитым сельским хозяйством,
ремеслами и городской жизнью для завоевателей имело существенное значение
в деле приобщения и включения в орбиту относительно развитых рабовладельческих
отношений. Даже будучи покоренной, Манна оставалась культурно-экономическим
ядром Мидийокой державы.
После покорения Манны, Урарту, Скифского царства и разгрома Ассирии Мидия
начала войну с Лидией - государством в западной части Малой Азии. Завоевательные
войны мидян длились недолго. Вскоре Мидийская империя пала.
|