Четверг, 21.09.2017, 19:40          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 211
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » История Азербайджана

    Исторический очерк-11
      БОРЬБА ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ.

    К середине IV в. до н. э. относится возвышение Македонии. Македонский царь Филипп после битвы при Херонее (338 г. до н.э.) подчинил себе всю Грецию. Война с Персией становилась реальностью.

    Весною 334 г. до н. э. прекрасно оснащенная и дисциплинированная греко-македонская армия под предводительством Александра переправилась через Геллеспонт (совр. Дарданеллы) и вторглась в Малую Азию.

    В третьем сражении, весной 331 г. до н.э. у села Гавгамела армии Дария III были окончательно разгромлены. Ахеменидская империя персов полностью развалилась. После смерти Дария III Александр сам стал преемником Ахеменидов, царем Азии. Это был поворотный пункт истории. Новый порядок, установленный Александром, эллинистический период - конец эпохи могущества Ирана. Для самих персов это был не только конец могущества их мировой державы, но и начало эры иноземного владычества и раздробленности.

    Обозревая события того времени, невзирая на насилие и жестокость, нельзя не отметить особого значения ахеменидского периода в истории народов Древнего Востока. Ахеменидская держава сыграла важную роль в социально-экономической, политической и культурной жизни народов, входивших в ее состав. Период господства Ахеменидов характеризуется интенсивными процессами этнических смешений, синкретизацией культур и религиозных воззрений многочисленных народов империи. Персидские цари широко применяли массовые переселения. Они создавали во многих странах военные колонии из представителей различных народностей. На строительстве дворцов персидских царей трудились представители почти всех народов империи.

    Оживленные этнические, экономические и культурные контакты, процессы смешения и синкретизации - все это способствовало синтезу научных знаний, развитию искусства и архитектуры, слиянию различных религиозных воззрений и постепенному возникновению, по существу, новой материальной и духовной культуры. Ахеменидская держава сыграла важную роль в развитии и закавказского региона. Можно говорить об ахеменидских традициях в областях Северного и Южного Азербайджана. Достижения, имевшие место в ахеменидский период, продолжали играть большую роль в истории Востока и позже в парфянский и сасанидский периоды.

    Ахеменидские традиции, культура и искусство были созданы не одними лишь народами самого Ирана. Особенно большую роль в формировании ахеменидской культуры играли народы и племена Закавказья, Средней Азии, а также степных территорий к северу от них. Древние насельники этих областей принимали активное участие в экономической и культурной жизни Ахеменидского государства.

    Атропат.
    Возникновение Атропатенского царства (Мидии Атропатены).

    О положении в Мидии, в частности, Южном Азербайджане, впрочем, как и в Северном этого времени, мы знаем очень немногое. Однако бесспорно, что ситуация в Южном Азербайджане была очень неспокойной. Она, как известно, была весьма напряженной во всеимперском масштабе еще в V-IV вв. до н.э. Сатрапы враждовали между собой, вели даже войны. Многие из них вели себя как цари и величались "царями". Одним из таковых "царей", как уже упоминалось выше, был, вероятно, сатрап Мидии Атропат.

    Нам известно, что мидяне под водительством Атропата участвовали в знаменитой гавгамелской битве. Мы знаем также, что в этом сражении "соединены были с мидянами кадусии, и албаны, и сакесины" (Арриан).

    Последнее обстоятельство, а также последующие события дают нам возможность предположить, что Атропат, будучи сатрапом Х (Мидийской) сатрапии, включавшей в себя кроме территории прежнего Мидийского царства, областей Южного Азербайджана (Асагарта - времен Дария I), также земли париканиев и ортокорибантиев (скифов-сакесин), в тяжелые для Ахеменидского дома годы проводил довольно независимую политику, прибрал к рукам земли, входившие в XI и XIV сатрапии, наладил какие-то союзнические отношения с насельниками упомянутых сатрапий. И только поэтому непокоренные персами кадусии в битве при Гавгамеле выступают как союзники ("были соединены") мидян, а не подданные Персидской державы. Кадусии по всей вероятности входили в XI сатрапию, куда причислялись также каспии, павсики, пантиматы и дарейты. Отсутствие сведений о них (т.е. кадусиях) у Геродота, сообщавшего о сатрапиях, объясняют тем, что кадусии, возможно, скрываются под наименованием "каспиев", являвшимся, по-видимому, общим обозначением племен юго-западного Прикаспия. Необходимо отметить, что и позднее понятия "Земля кадусиев" и "Земля каспиев" употреблялись как однозначные. Есть немало оснований полагать, что в XI сатрапию входили и албаны, которых также как и кадусиев включали, по-видимому, в число "каспиев".

    По Геродоту, в XI сатрапию входили каспии, павсики, пантиматы и дарейты. Земля же дарейтов, по Птолемею [VI, 2, 6; ср. Plin., N. Н., 6, 95], составляла особую и большую часть Мидии. Это возможно только в том случае, если Южный Азербайджан (где, судя по всему, обитали дарейты) считался уже Мидией.

    В XIV сатрапию входили, обитавшие в кура-араксинских районах утии, мики и сагартии, последних из которых следует локализировать в областях Южного Азербайджана и на прилегающих землях.

    Итак, Атропату фактически подвластна была вся территория Южного и значительная (если не вся) часть территории Северного Азербайджана. Ему подчинялись, очевидно, и другие области, входившие в Мидийскую сатрапию (земля так называемой Большой, или Нижней Мидии и некоторые другие районы). Есть некоторые основания полагать, что Атропат, будучи политическим преемником владык Мидийской сатрапии, по традиций владел также некоторыми районами Западного Закавказья, в частности, областями исторической Грузии, на которые, как полагают, распространялась власть еще мидийских царей. Мы почти ничего не знаем о том, каковы были взаимоотношения Александра и Атропата в начальный период после разгрома Персидской империи. Есть некоторые основания думать, что они вероятнее всего были враждебны. Атропат не явился к Александру; последний же отстранил его от должности, назначив на его место некоего Оксодата. Возможно, вначале Атропат даже намеревался вступить в борьбу с Александром. Намек на это кроется в сообщении Страбона о том, что Атропат "не допустил, чтобы эта страна (будущая Атропатена. - Ред.) стала подвластна македонянам".

    Однако Атропату вскоре удалось наладить взаимоотношения с македонянами. Уже во время "наступления Александра на Мидию (речь идет о Нижней, или Великой, а не о Малой Мидии, т.е. будущей Атропатене) через Паретакену, которую он отделил от Мидийской сатрапий, Атропат дал македонскому правителю заверение в своей верности. Только потому, очевидно, Атропат в 328 г. до н.э. был восстановлен в должности сатрапа Мидии. Фактически, однако, власть Атропата распространялась только на Малую Мидию (с зависимыми от нее областями Закавказья), ибо в Нижней (Великой) Мидии в ту пору хозяйничали греко-македоняне.

    Атропат был крупным государственным деятелем. Будучи весьма талантливым человеком, трезвым политиком и дальновидным дипломатом Атропат прекрасно понимал тщетность военной борьбы с Александром. И потому он мудро избрал путь переговоров и сближения с греко-македонянами, участвовал в различного рода мероприятиях нового владыки Востока. Но как бы то ни было Атропат "не допустил" завоевателей на территорию Атропатены. И несмотря на традиционные, идущие от поздней античности (см., надример, у Плиния, IV, 10, 39 и др. авторов), утверждения, сохранявшие силу еще в эпоху средних веков (в частности, у Низами), о завоевании македонянами земель Азербайджана и даже всего Кавказа, они не имеют под собой реальной основы. Александр в лучшем случае только дошел до границ Атропатены, но не вступил на ее территорию. Обстановка в еще только складывающейся, огромной и неустроенной державе была в ту пору сложной и очень неустойчивой: господствовали своеволие и коррупция, сатрапы, открыто грабившие беззащитное население, вели себя весьма независимо. Вскоре новоявленный царь на длительное время был отвлечен неотложными делами в глубинах Азии и более чем пять лет отсутствовал в центральных областях империи.

    Атропат и на сей раз, как и прежде, - в период ахеменидского владычества и последовавшие годы лихолетья, - несомненно, с большое пользой для себя и на благо своего отечества использовал тот отрезок времени (со дня восстановления в должности сатрапа в 328 г. и до возвращения Александра из индийского похода в начале 324 г.), когда македонский завоеватель вел жесточайшую войну с непокорными племенами и народами Восточного Ирана и Средней Азии.

    Для Малой Мидии - будущей Атропатены, это был период внутреннего роста и созревания, время накопления сил, когда постепенно закладывались основы ее могущества и самостоятельности. Атропат продолжал политику сближения с македонянами, он выдал свою дочь замуж за Пердикку - одного из могущественнейших людей, окружавших нового владыку Востока. Это была дань, так сказать, "интернациональной" политике Александра.

    К концу лета 324 г. положение в Большой Мидии несколько осложнилось - некто Бариакс поднялся на борьбу против македонских завоевателей. Он стремился восстановить Ахеменидскую державу. Это видно из того, что Бариакс провозгласил себя царем Персии и Мидии.

    Александр двинулся в Мидию, но Атропат собственными силами подавил восстание Бариакса, захватил его в плен и выдал македонянам, которые и казнили его в Пасаргадах. В Мидии Александр посетил знаменитую область Багистан (Бехистун). Затем царь провел месяц на Нисейских полях, где с древнейших времен выращивалась знаменитая порода лошадей, слава которых и сами кони позднее достигли Китая, где получили название "небесных коней".

    Когда-то на Нисейских полях паслось 160 тыс. голов, а ко времени Александра вследствие грабежей, учиненных македонской военщиной, осталось только 60 тыс. коней.

    На Нисейские поля направился и Атропат, пожелавший встретить царя у границ своей сатрапии. Некоторое время он находился при Александре. Вскоре царь со своим войском прибыл в Экбатану, где предавался пиршествам и празднествам. Посещал театры (только из Эллады прибыло три тысячи актеров), гимнастические и музыкальные состязания, что сменялось попойками и т.д.

    Во время одного из частых в ту пору празднеств Атропат для развлечения Александра привел с собою отряд из ста всадниц, которых, как сообщает Арриан, "полагали амазонками". Кто они на самом деле, сказать трудно, хотя Страбон и помещает амазо-нок "в горах над Албанией".

    Только подобного рода действиями, мудрой политикой Аттропат "не допустил", чтобы страна его "стала подвластна македонянам". Атропат был одним из очень немногих сатрапов развалившейся и завоеванной Александром Ахеменидской державы, кто смог сохранить власть хотя бы над управляемым им краем, а несколько позднее провозгласить себя царем независимого уже государства.

    Перебив в Мидии в зиму 324-323 гг. множество коссеев (касситов?) и основав на их землях города, Александр покинул пределы этой страны и направился к Вавилону, который, возможно, был избран столицей державы.

    В Вавилон весною 323 г. прибыли послы, чтобы приветствовать Александра как нового бога. А в июне того же года Александр полный стремительной энергии, созидательных планов внезапно скончался от какой-то болезни.

    Атропат не участвовал в совещании сатрапов и полководцев Александра, имевшем место в Вавилоне в 323 г. до н.э., после безвременной кончины царя, когда регентом державы стал зять Атропата Пердикка. На этом совещании Мидийская сатрапия была отдана Питону. Речь могла идти, конечно, только о Великой Мидии, так как Малой Мидией фактически и формально управлял тесть Пердикки. Лишать Атропата власти не было никаких оснований и не только потому, что он был ближайшим родичем Пердикки, но и потому, что он вел себя как верный новому порядку сатрап. О том, что Атропат не был лишен сатрапской власти свидетельствуют и последующие события. В 321 г. до н.э. после гибели Пердикки состоялся второй раздел сатрапий. Сатрапии Атропата раздел не коснулся. По-видимому, с этого времена Малую Мидию можно считать самостоятельным государством.

    Следовательно, в конце 20-х годов IV в. Атропат, бывший персидский сатрап, по происхождению своему вероятнее всего мидянин, становятся самостоятельным правителем нового государства, официально называвшегося Мидией, а позднее часто по имени своего первого владыки - Атропатеной в античных, *Атарпатаканом, Атурпатаканом (известны и другие родственные формы) - в восточных источниках.

    Малая Мидия стала первым государством Востока, добившимся политической независимости от македонских завоевателей.

    В "Географии" Страбона говорятся: "Мидия делится на две части. Одну часть называют Великой Мидией... Вторая часть - это Атропатийская Мидия. Свое имя она получила от военачальника Атропата, который не допустил, чтобы эта страна, как часть Великой Мидии, также стала подвластной македонянам. Действительно, провозглашенный царем Атропат по собственному решению сделал эту страну независимой, и еще теперь наследование сохраняется в его семье, так как его потомки вступали в браки с армянскими и сирийскими царями, а позднее - с парфянскими... Это довольно значительная в смысле военной силы страна, так как она может... выставить 10.000 всадников и 40.000 пехотинцев..." [XI, XIII, 1].

    Итак, через более чем два с половиной века после падения Маннейского государства на территории Азербайджана вновь появилось самостоятельное государство. Переоценить значение этого поистине эпохального события в исторических судьбах насельников края трудно. След, оставленный им в древней и раннесредневековой истории края и даже более того, - части Переднеазиатского Востока, несомненно велик.

    Одну из главных причин, способствовавших возникновению этого государства, следует искать в весьма высоком уровне экономического, социального, культурного и политического развития самой этой области, которая была в значительной мере ведущей на протяжении всей древней истории региона.

    Другим важным фактором являлась политическая ситуация, сложившаяся во время правления как самого Александра (благожелательно относившегося к Атропату), так и в первые годы после его смерти, когда македонские военачальники, занятые дележом наследства великого македонца, "проглядели", по выражению Полибия, момент образования на периферия эллинистического мира, в стороне от главного театра военных действий, нового государства.

    Немалую роль играли также родственные связи Атропата. Несомненно, огромное значение имели и личные качества Атропата, опиравшегося в своих деяниях на широкую поддержку местного населения, не желавшего подчиняться власти инозем-цев.

    Именно опора на местные племена Азербайджана и позволила Атропату, сохранив власть, пережить других сатрапов. Без них Атропату едва ли удалось бы создать самостоятельное государство и уберечь собственную голову в те бурные годы. В Атропатене установился, по-видимому, достаточно типичный для того времени политический строй деспотической монархии, как и в ряде других, возникших в ту пору государствах - в Вифинии, Понтийском царстве, Каппадокии и др. Позднее политический строй Атропатены, возможно, в какой-то мере меняется, и она, быть может, превращается в теократическое государство - своеобразную "Папскую область", что, очевидно, было связаню с той огромной ролью, которую играли в государстве мидийские маги.

    Мы не знаем, как проходили годы правления Атропата, каковыми была его внутренняя политика, события внешнеполитической жизни. Мы не знаем даже, когда умер этот первый атропатенский венценосец, кому оставил он свой престол. Но, судя по событиям последующих десятилетий и даже столетий, годы правления родоначальника атропатенского монаршего дома бы- ли временем упрочения и укрепления молодого государства. Только поэтому Страбон и имел основание заменить, что еще теперь (конец до н. э. - начало н. э. - Ред.) наследование сохраняется в его (Атропата. - Ред.) семье...".

    В бурные годы борьбы полководцев Александра за власть и в период селевкидского владычества Атропат сумел сохранить самостоятельность новообразованного государства, хотя, возможно, уже ему или его ближайшим преемникам пришлось выдержать упорную борьбу с "централизмом" одного из самых способных военачальников Александра - Селевка, завладевшего в последнее десятилетие IV в. до н.э. всеми старыми иранскими сатрапиями.

    Возможно, уже при Атропате столицей государства стала Газака (Ганзак; от мидийского ganza "сокровищница", "казна"), расположенная в районе деревни Лейлан, находящейся восточнее г. Миандоб.

    Все то, что нам известно об Атропатене в целом дает основание считать, что это была страна с весьма развитым сельским хозяйством, ремеслами, торговлей, городской жизнью, страна, отличающаяся высокой культурой, со своим мидийским "атропатенским" языком и письменной традицией.

    Античные авторы сообщают нам некоторые сведения о сельском хозяйстве - земледелии и скотоводстве в Атропатене. Античные же авторы и археологические раскопки дают определенное представление о городской жизни, торговле и ремеслах страны. Мы имеем кое-какие данные о духовной жизни насельников края.

    В Атропатене имелся ряд городов, в числе которых следует назвать упомянутую уже Газаку, Фрааспу, крепость Веру и др. Были развиты земледелие, скотоводство, ремесла. О развитии торговли сообщают античные авторы, различные предметы и монетные находки.

    В областях Западной Мидии еще в начальные века I тыс. до н.э. были распространены различные маздаистические учения. Позиции маздаистических учений или даже зороастрийского маздаяснизма в областях будущей Атропатены должны были несомненно укрепиться после мидийского завоевания Манны. Зороастризм и связанные с ним религиозно-философские учения, Авеста, имевшие хождение в Атропатене, оказали определенное влияние на иудейство и раннее христианство, на ряд представителей греческой философской мысли. Зороастризм и его религиозная книга Авеста играли значительную роль не только в эпоху Мидийской державы, ахеменидского периода и во времена существования Атропатенокого царства, но и на протяжении 3-4 вв. и после арабского завоевания. Именно в это время были напи-саны многие произведения зороастрийской литературы на пехлеви. Идеи зороастризма оказали значительное влияние на идеологию маздакитов и бабекитов.

    Образование на территории Южного Азербайджана самостоятельного государства в значительной мере способствовало оживлению хозяйственной жизни страны, имевшей древние традиции, росту ее производительных сил, оживлению торговли и ремесла. Более поздние данные свидетельствуют о том, что в Атропатене было развито храмовое землевладение. По сведениям античных авторов магам принадлежали плодородные земли. Было развито и рабовладение.

    Становление и развитие Атропатенского государства происходило в эпоху эллинизма. Эпоха, начавшаяся с завоеваний Александра Македонского, крушения Ахеменидской державы и создания величайшей империи знаменует собою конец одного из важных периодов в древней истории и начало нового - эллинизма.

    Эллинизм - по существу история цивилизаций обширнейшего региона ойкумены, начиная от Эллады и кончая Индией на протяжении приблизительно трех столетий. Это новый этап в развитии рабовладельческих обществ Запада и Востока, грандиозное взаимопроникновение эллинской и ряда восточных культур. Это не только, время оживления экономических связей между отдаленными областями, но и время проникновения различных греческих институтов, греческой науки, образованности, литературы и искусства в страны Древнего Востока, чем и было подготовлено возникновение синкретической по форме эллинистической культуры. Чрезвычайно важным обстоятельством, значение которого трудно переоценить, было распространение на обширных пространствах Востока, в т.ч. и в Атропатене, греческого языка.

    Давая характеристику атропатенского феномена важно отметить, что хотя это государство в новых условиях и продолжало по существу политическую и этнокультурную традицию старой Мидии, воспринималось окружающим миром как Мидия, именно в атропатенский период было положено начало формированию собственно самого понятия "Азербайджан", а также связанных с ним явлений и обстоятельств политического и этнокультурного характера. В результате слияния племен и народностей Южного Азербайджана - потомков кутиев, луллубеев, хурритов, маннеев и других с мидянами, в эллинистическую эпоху сложился новый этнос с супрематией мидян-атропатенцев. Политически господствующим и этнокультурно ведущим в Атропатенском царстве был, конечно, мидийский элемент.                                                                                                                                                                                     

    Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
    Просмотров: 752 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2017
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика